(А.С. Пушкин)
Возможно, слишком смело с моей стороны будет заявить, что я хорошо знакома с текстами *Manwe*, но всё же я имею некоторое представление об этом авторе и знала, чего ждать, уже при выкладке саммари. Но текст не только не оправдал ожиданий, но и заметно пошатнул в моих глазах образ *Manwe* как мастера лёгких и нежных историй. Впрочем, не будем забегать вперёд.
Классический пейринг (Артур/Мерлин), рейтинг (NC-17), почти обычный жанр (romance, angst) и привычная и любимая многими пометка «Modern!AU» настраивают читателя на определённый лад.
читать дальше
А замечательное, живое, едва ли не искрящееся затаённым весельем (какая может быть тёмная тайна в разворачивающихся перед глазами словах, в самом деле?) только подтверждает первое впечатление. Кажется, нас ждёт очередная история о самовлюблённом болване Артуре и остроумной заразе Мерлине, и, конечно же, всё будет если и не всегда весело (всё-таки, в саммари указан ангст), то, по меньшей мере, очень живо и здорово… Но именно в этот момент читатель с энтузиазмом влетает в мастерски расставленную ловушку. С первых строк в разум и сердце вместе с простым, изящным описанием просачивается тягучая, мягкая, самую капельку тоскливая нежность, перечёркивающая намерение в полной мере спокойно насладиться безыскусной историей глупостей, ошибок и оптимистично встающего на горизонте хэппи энда. И, как бы ни хотелось верить в лучшее, невольно зарождается сомнение: а вдруг не сложится?
Время действия фанфика растянуто на долгие 18 лет, но ключевыми являются три даты: 1994, декабрь 2004-январь 2005 и 2011 годы. В каждом из этих временных промежутков мы встречаемся с вроде бы знакомыми, но на самом деле полными загадок персонажами, которые взрослеют и вырастают из становящимися привычными читателю образов. Мерлин Дэвин («Дэвин» по-валлийски – «волшебник»), «мечтательный мальчик с грустными глазами», как характеризует его в воспоминаниях выросший Артур, - племянник Гаюса, управляющего в загородном доме Утера Пендрагона. Семилетний Мерлин любит сладости, смотрит Animal Planet, читает комиксы и вечно вертится вокруг Артура. Семнадцатилетний – увлечён историей, искусством и архитектурой и бережно хранит в себе воспоминания о крепкой мальчишеской дружбе. Двадцатипятилетний –стоически сносит взбалмошность начальницы и причуды клиентов и всеми силами пытается забыть всё, что причиняет ему боль. Всё это – один и тот же человек, но пропасть между тремя ликами одного персонажа огромна. И именно он даёт нам возможность взглянуть на Артура Пендрагона, «задиристого и важного» в детстве, «всё того же Артура со смешинками в глазах» в отрочестве и успешного главу юридической компании, чью свадьбу должен организовать Мерлин. Девчонка-Моргана отличается мстительностью и особенной, только детям (а ей – особенно) присущей жестокостью, юная девушка эгоистична и не чувствует себя частью семьи, а в привлекательной молодой женщине вдруг обнаруживаются сострадание и милосердие, пусть и в несколько извращённой форме. Неизменным остаётся старшее поколение – Гаюс, Утер и Хунит – возможно, в силу возраста или из-за того, что эти персонажи не настолько важны для развития действия. Елена же в отведённое ей время просто не успевает измениться, и, кроме того, она слишком спокойна и доброжелательна к окружающему её миру, чтобы что-то могло поколебать привычное и удобное ей душевное состояние.
На самом деле, мне показалось очень сложным дать чёткую характеристику главным героям; автор гораздо больше внимания уделяет тому, чтобы показать чувства, а опосредованное видение всегда немало искажает факты. Но, только разбирая сложные и запутанные взаимоотношения Артура и Мерлина, можно приблизиться к тому, чтобы максимально понять их. Они слишком крепко связаны, чтобы попытаться отделить их друг от друга и разобрать, не принимая во внимание вторую сторону монеты.
По-настоящему потрясает воображение то, что любовные отношения в этом тексте определяются через боль. Взгляните: Мерлин упивается собственными мучениями, изящно и безжалостно растравливая сердечные раны. Он не склонен к мазохизму, ни в коем случае, но всякая попытка забыть – не отпустить, а именно забыть драгоценные мгновения счастливой юности оборачивается ещё большими страданиями. В сознании Дэвина в какой-то момент детская дружба заволакивает дымка романтичного и непонятного тумана, и Артур всё больше обретает черты, присущие сказочным принцам. Встреча в 2004 году только подпитывает иллюзию, одновременно и развенчивая нежизнеспособный миф, и давая новую пищу для отстранённой, пока неявной и очень далёкой от реального мира влюблённости. Влечение зарождается ещё до самой встречи, а в рождественский вечер адская смесь тоски, радости и желания вскипает, выплёскиваясь неконтролируемой ревностью, провокациями и откровенной похотью. За одной ночью следует другая, третья, и вот уже связь крепнет, разрастается, занимает всё больше места в Мерлине. Короткая, но предельно насыщенная эмоциями и тайными, но не теряющими от этого своей силы чувствами, она бьёт по обоим своим пленникам. Разрыв выходит болезненным для обоих и при этом – односторонним: племянник Гаюса понимает, что всё кончено, но надежда (о, этот худший из палачей!) начинает прорастать в его душе, разуме и сердце. Следующие семь лет в жизни молодого человека нельзя охарактеризовать иначе как «попытка забросать внутреннюю пустоту всем, что только попадётся под руку». Ненужные, хаотичные и бесцельные отношения с теми, кому не принадлежит его сердце, лишь усиливают любовь и тоску по тому единственному, желанному и недоступному. И всё же Мерлин надеется, что однажды сможет избавиться от Артура, чей образ неотступно преследует его. Пендрагон становится проклятием, навязчивым призраком прошлого, борьба с которым отнимает все силы.
Но и Артур, которого так и хочется обозвать бездушной скотиной, на самом деле не заслуживает подобной уничижительной характеристики. Да, он ошибся и поступил очень некрасиво, причинил боль любимому человеку, не принимая в расчёт ничьих чувств, но стоит внимательно присмотреться к тому, что предшествовало этим событиям. Всегда окружённый друзьями, свитой воздыхателей и корыстолюбивых прихлебателей, младший Пендрагон не чувствовал в себе потребности в крепких отношениях. Более того, смерть матери не позволила Артуру увидеть и понять всеобъемлющую любовь двух людей, да и отрицательный опыт предыдущих отношений закрепил весьма приземлённый взгляд на чувства. Артур и Мерлин слишком разные, чтобы всё складывалось легко: мягкий и одинокий Мерлин нуждается в том, чтобы постоянно быть любимым, тогда как увлечённому собой прагматику-Артуру не хватает сердечной мудрости, чтобы сразу понять это; Педрагон – стихия вовне, Дэвин – стихия внутрь. Но Артур так же одинок, так же болен своим единственным, и та же тоска поедом ест внешне довольного жизнью молодого человека, те же ненужные отношения тяготят и изматывают его.
Неожиданная встреча в 2011 ставит всё с ног на голову. Мерлин почти убедил себя в том, что всё в его жизни будет хорошо и без Артура, Артур собрался поставить точку в очередном преобразовании мира под себя, женившись на приятной и удобной ему Елене. Вспышка былого чувства, мгновенное притяжение, вскрывшиеся раны – всё это разрушает привычный и размеренный мир героев. Мерлин вновь чрезвычайно остро переживает происходящее, Артур мечется, пытаясь понять, что же с ним происходит. И оба молчат, как и семь лет назад, когда страх и опасение показаться нелепым, глупым развели их дороги в разные стороны. Снова и снова они оказываются рядом, случайно или нарочно, в одной постели, в одном туристическом городке, в одной гостинице, где нет свободных номеров, на одной телефонной линии, в конце концов. И всё действие, которое разворачивается перед глазами читателя настолько прозрачно, что становится не по себе от того, как вдруг оказываешься рядом с героями, как неожиданно задевают пронзительные, чистые эмоции Мерлина и тревожат сомнения и упрямое молчание Артура.
Особое внимание хочется уделить прекрасно прописанным «интимным моментам» (как ранее отозвался один из комментаторов) и постельным эпизодам. Каждая совместная сцена главных героев – маленькое произведение искусства, искусства писателя, наблюдателя и тонкого психолога. Мы окунаемся в происходящее, где чувствуем себя не непрошеными гостями, но полноправными участниками; происходит полное погружение в дикий, необузданный танец эмоций. Злость и радость, желание обладать и желание отдаваться, желание не отпускать и вечно быть рядом, безутешная нежность и глубокое отчаяние – вот чем полны каждое слово и каждый взгляд влюблённых, а стремление к тактильному контакту подтверждает тщетность борьбы со сжигающей их страстью. Очень тревожные, звенящие, яркие NC-сцены оставляют после прочтения приятное впечатление, они предельно аккуратны и нисколько не отдают пошлостью, лишь глубже и подробнее раскрывая образы героев. Лично мне самым интересным показалось неявное сравнение трёх совместных пробуждений: эволюция чувств, переданная через невербальные средства выражения, действительно великолепна.
Текст захватывает с первых строк. История льётся плавно и неспешно, набирает силу, чтобы вдруг наполниться напряжением от края до края, ошеломить и испугать читателя. Крохотный червячок сомнений в счастливом разрешении тяжёлых отношений героев, поначалу зародившийся из-за одной лишь скромной пометки «ангст», вырастает в тварь, подобную Ёрмунганду. Чёткость, точность, логичность, стройность, красота сюжета ложится в память, чтобы надолго в ней остаться, ведь даже сумбур и хаос чувств в этом прекрасном фике упорядочен. И всё же меня немного смутили два момента. Во-первых, ход мыслей Артура в вечер первой встречи в 2004 г. показался наполненным неоправданным эротизмом. Мы понимаем, что юношу переполняет любопытство, но в описании наблюдения за Мерлином во время ужина читаем физическое влечение. Во-вторых, финал показался слабоватым и несколько пустым (говоря «пустым», я имею в виду «менее насыщенным эмоционально по сравнению с предыдущими эпизодами») для настолько сильного текста. Резкость, внезапность финальных сцен вносят ноту фарса мыльных опер в высшей мере серьёзную историю. К счастью, эпилог сглаживает это впечатление, вбирая в себя как отблески драмы, так и очаровательную лёгкость мелодрамы.
Комплименты языку автора традиционны: акварельная прозрачность, чуть приглушённая яркость красок и чёткость, изумительная для такого наполненного романтикой и романтизмом текста. Изящество бытовых и пейзажных описаний, столь присущее перу *Manwe*, неизменно, а особую радость вызывает использование приёмов, свойственных писателям-романтикам (обратите внимание на взаимодействие и отражение между главными героями и природой). Но в этом фике раскрывается и новая, не замеченная нами ранее сторона таланта автора: те же нежные слова рождают тёмную, тяжёлую, пугающую нас реальность, мир чувств, слишком близкий к тому, что живёт внутри каждого. Всё это – те же самые чувства, что мы привыкли видеть в предыдущих творениях *Manwe*, но, показанные через боль и тьму, они бьют резко и безжалостно, поражая как центры удовольствия, так и болевые точки. Очень неожиданное, в чём-то спорное, но однозначно вызывающее восхищение решение – одним словом, браво!
Увы, работа бет немного разочаровала.. Спорная постановка запятых и заглавных букв (или их отсутствие), несогласованные падежные окончания, немногочисленные повторы слов и пропуски букв (так, например, Мерлин превращается в мерина) и пунктирная постановка буквы «Ё» (здесь есть, а в соседнем абзаце уже нет) режут глаз и портят благодушное настроение читателя. Справедливости ради стоит отметить, что всё не так плохо, как может показаться, но всё же недостаточно хорошо для столь масштабного и серьёзного мероприятия.
Обобщая всё вышесказанное, я бы посоветовала обратить особое внимание на фик тем, кто любит сложные, запутанные отношения между героями, атмосферный и жутковатый ангст, хэппи-энд при насыщенном драматическими событиями сюжете и простую изысканность языка *Manwe*.
Рецензия на арт к фику "Now and then", артеры DrakonL, yorki
читать дальше Баннер к фику приковывает к себе внимание с первого взгляда. Яркий и вместе с тем очень гармоничный, без резких углов и линий, он заманивает своей красотой и соблазняет безмолвными обещаниями прекрасного. Приятные, легко читаемые шрифты в названии фика и в именах автора и артера. Вместе с тем, баннер настолько насыщен, что не удаётся зацепиться за какую-то деталь, выделить главное – глаза разбегаются. От каждого элемента отброшена разная тень, а излишне акцентированная фигура Мерлина добавляет изображению глубины, выделяет его, делая таким же ключевым моментом баннера, как и Артур.
Прекрасная иллюстрация с драконом и рыцарем заставляет глупо пищать от умиления и какой-то тайной, детской радости. Весёлые, лёгкие, оптимистичные цвета, забавная подача идеи наполняют рисунок совершенным очарованием и заставляют вновь и вновь вспоминать прелестных детей, которыми когда-то были Артур и Мерлин. К сожалению, иллюстрация никоим образом не согласуется с прочими артами, да и между ними нет особого стилистического единства.
Третий, пятый, шестой, девятый, десятый, одиннадцатый арты, представляющие вниманию читателя визуализацию описываемых в тексте мест, объединены общей тематикой и обрамлены растительным узором. И, хотя белые пятна в завитках срасеивают внимание при восприятии, коллажи производят приятное впечатление и связаны между собой.
Четвёртый коллаж, на мой взгляд, выполнен качественно, очень достойно, но, в то же время, сильно выбивается среди остальных иллюстраций из-за тёмной цветовой гаммы. И всё же эта иллюстрация усиливает и прекрасно дополняет впечатление безысходности, которые порой с головой накрывают героев и читателей фика.
Седьмая иллюстрация – моя любимая. Изображение курящего Мерлина великолепно, оно отсылает читателя к тексту, заставляет вспоминать богатые и безжалостные слова автора, а насыщенные, по-хорошему тяжёлые цвета прекрасно передают всю гамму чувств персонажа. С этим изображением резко контрастирует Артур, показанный в оттенках серого цвета. К сожалению, расположение слов под разными углами и разнообразные шрифты усложняют прочтение цитаты из фика.
Восьмой коллаж очень хорош и прост. Он – воплощение тёмных и пугающих чувств, которыми полна эта история любви. Поникший Мерлин и растерянный Артур показаны идеально.
Двенадцатая иллюстрация очень красива, но нашлёпка-дракон кажется чужеродным элементом, ведь перед нами обыкновенное modern!AU без реинкарнации. Цветовые пятна в правой части коллажа, по моему мнению, волшебным образом получились гармоничными: обычно фиолетовый и красный плохо сочетаются друг с другом, но только не здесь.
Финальный арт выполнен в столь любимой мной золотисто-коричневой цветовой гамме, что я готова простить его слабую связку с фиком. Тем не менее, иллюстрация очень красива, мягка и прекрасно передаёт солнечное настроение финала.
Клип к фику показался мне очень приятным, но неоправданно нежным. В нём нет всего того, что поражает в тексте: боли, отчаяния, любви, в конце концов. Видеоряд представляет собой короткую ретроспективу на Рождество 2004 года, показанное в самых радужных красках, и лишь в финале мелькнут несколько кадров, имеющих отношение к встрече героев в 2011, но требуется не раз пересмотреть клип, прежде чем понимаешь и чётко формулируешь это. Чрезмерная оптимистичность короткого трейлера заманивает читателя прочитать фик, но знающий читатель поймет, что это всего лишь иллюстрация к одному из эпизодов истории.
1. Да, спасибо! | 22 | (100%) | |
Всего: | 22 |
@темы: текст, angst, арт, modern!AU, Merlin Big Bang 2011-2012, slash, рецензия, NC-17, romance, Arthur/Merlin
P.S. кстати, *Manwe* говорит, что не смог вчера тут откомментировать, Дневники написали, что "запись без возможности комментировать".
Если просто открыть это сообщество в гостевом режиме, то вместо рецензии на фик *Manwe* видно только "Доступ к записи ограничен. Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра". Два других отзыва видны и без залогинивания на Дневниках. Так что в настройках доступа к записи что-то не так
Ммм, я могу попробовать проверить доступ к комментированию из-под логина одного из своих сообществ.Оставляются комментарии. Так что тут дело в глюке, скорее всего -)
Дорогой рецензент, спасибо за такой большой, полный, развернутый отзыв!
Меня радует, что фик затронул вас, заставил размышлять над текстом, возможно даже больше, чем меня.
И в чем-то я, конечно, согласен. Хочется сказать: да! всё именно так, но есть моменты, которые меня удивили.
Несомненно, это ваше личное мнение, но мне было жалко, что вы не увидели легкий налет реинкарнации.
Все эти разговоры про то, каким бы королём мог быть Артур, детские игры, и даже то, что все события в фике вьются вокруг старой легенды и могли бы натолкнуть на мысль о реинкарнации. А уж арт был дополнительной подсказкой.
И я почувствовал себя Стивеном Кингом, когда прочитал про жутковатый ангст, хоррор и боль в фике.
ИМХО, всё намного проще, Мерлин переживает, но не зацикливается на Артуре. Его чувства не так полны боли, наоборот, всё проходит, кроется где-то внутри него и ждёт встречи с Артуром. Но незаметно от него самого.
Здесь нет трагедии. Их встречи это череда событий, которые влекут к новым встречам, к пониманию того, что он не могут друг без друга, и именно поэтому реинкарнация не давлеет тяжелыми воспоминаниями прошлого. Они живут настоящим и это важнее быть друг с другом сейчас, чем помнить о том, что они были друг с другом тогда.
Но спасибо вам, за то что прониклись атмосферой, за то, что прочувствовали персонажей, НЦу, текст, тревожились и переживали вместе с Артуром и Мерлином.
Финал был придуман заранее, и даже самые последние строчки вели к тому, что ничего не обрывается, всё обязательно будет плохо или хорошо, но куда они друг без друга.
поэтому и сиквел, поэтому и снова рождество на двоих, надежда и хэппи энд)
Отдельно хочется сказать про работу бет.
Мы знаем, что не всё гладко, но первая бета выдала мне нулевую работу и две ночи+ день перед выкладкой мы с тутой заново вычитывали и бетили весь текст.
URL E-mail U-mail Дневник Профиль Написать у себя
2012-04-24 в 18:04
Гость
Дорогой автор, совесть не позволяет писать небрежные отзывы к столь восхитительным текстам.
Рада, что Вы не испытываете желания порвать рецензента на великое множество маленьких рецензентов.
К вопросу реинкарнации: я обратила внимание на упомянутые Вами моменты, но ввиду отсутствия соответствующего примечания отнесла их к "пасхалкам" и отсылкам к событиям сериала.
Право слово, о сравнении Вас со Стивеном Кингом задумывалась меньше всего. Возможно, в тексте рецензии я неосознанно усилила впечатление от прочитанного, использовала более эмоционально окрашенную лексику, чем было необходимо, но увидела всё же больше препятствий и борьбы, чем лёгкости и внутренней свободы героев, больше исключительного, чем обыденного. Мы привыкли видеть в Ваших текстах чистое счастье, пусть даже где-то сквозь слёзы, но счастье, и поток слов, рождающий совершенно обратные эмоции, стал полной неожиданностью. Повторюсь: впечатление было очень сильным, спасибо Вам.
Бесспорно, финал прекрасен и нисколько не затянут, разве что очень быстро пронёсся перед глазами. Яркие, неосторожные слова, столь сильно и красиво передающие настроение фанфика, невольно заставили ожидать большего, что, впрочем, является личным мнением рецензента и ни в коем случае не может быть навязано кому-либо или использовано для спекуляции.
Я нисколько не обвиняю Вас и уважаемую тутатама и прекрасно понимаю сложившуюся ситуацию, о которой, к сожалению, не знала во время работы над рецензией. Объяснить причину такого пристального внимания к данному вопросу могу лишь привычкой работать с распечатанными текстами (бумага, как Вы понимаете, показывает гораздо больше экрана компьютера).
С глубоким уважением,
рецензент.
URL Написать у себя
2012-04-24 в 18:20
*Manwe*
Я не стремлюсь к королевскому трону. Мне достаточно королевской постели !(с) [King Merlin]
Гость, Рада, что Вы не испытываете желания порвать рецензента на великое множество маленьких рецензентов.
о, я совсем не имею привычки кого-либо рвать))))) ну почти)) но к вам это никоим образом не относится, правда)
Право слово, о сравнении Вас со Стивеном Кингом задумывалась меньше всего.
я это понял))) просто не мог вспоминить никакого автора, о чьих работах можно было бы сказать именно так)
я рад, что фик произвёл на вас сильное впечатление, и, как я понял из текста рецензии, заставил немало поразмышлять, но всё же, в жизни всё не так ярко и безоблачно, как в камелотской сказки, которую можно обычно видеть в моих фиках) и все же, последние моменты сквозят счастьем, равно как и те, когда Артур и Мерлин существуют только друг для друга, будь это комнаты в усадьбе Игрэйн с Литтл Клэктоне или постель в отеле Фрамлингхэма.
Яркие, неосторожные слова, столь сильно и красиво передающие настроение фанфика, невольно заставили ожидать большего
я думаю...есть момент, когда нужно остановиться. впереди открытый финал, но, несомненно, каждый рочитавший понимает, что это история с хорошим концом.
Объяснить причину такого пристального внимания к данному вопросу могу лишь привычкой работать с распечатанными текстами (бумага, как Вы понимаете, показывает гораздо больше экрана компьютера).
о, да!
у нас был скайп, комп с открытым там вордовским текстом (для закачки), и нетбук с дайри-вариантом в которых мне приходилось править одновременно)))) по сути, тута вообще не должна была бетить, но на поиск новой беты накануне выкладки, увы, не было времени))
я рад, что нам удалось объяснится в спорных моментах))