Рецензия на фик Anamcara
Автор: Спящий человек
Редактор: (анонимен)
Художник: ZlatoyaraСколько бы мы ни читали фанфиков по Мерлину, в них всегда есть Гаюс, верный слуга и друг Его Величества Утера, наставник Мерлина, лекарь Камелота, маг, отказавшийся от своей силы. Кажется, что Гаюс был всегда – невозможно представить без него Камелот. Но с чего все началось? Что было раньше? Почему Гаюсу, и только ему, Утер сохранил жизнь во времена охватившего его безумия?
Самое главное достоинство фанфика «Anamcara», делающее его неповторимым – он, кажется, единственный в русскоязычном фандоме, где есть ответы на эти вопросы. «Anamcara» - первый фик, в котором поднята тема старшего поколения. Автор рассказывает нам историю знакомства будущего короля и его лекаря, и как это знакомство повлияло на них обоих и на будущее Камелота.
читать дальшеМир фанфика – это сочетание легенд, сериального канона и фантазии автора. За основу взята одна из версий легенды, по которой Утер являлся братом Эрбина, Мерхиона и Дигаина Думнонийских и одним из наследников Думнонии (прим. – рецензент ориентируется на информацию из Википедии).
Главные герои – Утер и Гаюс, повествование поочередно идет то с точки зрения первого, то с точки зрения второго, полнее раскрывая картину происходящего, рассматривая историю с двух ракурсов.
Первым перед нами предстает Гаюс - загадочный маг и лекарь, которого Древняя Религия призвала служить Утеру. У автора получилось написать довольно неоднозначный характер привычного нам персонажа. На протяжении всего фика меня мучительно не отпускал (как и Утера) вопрос о настоящем возрасте Гаюса – что ж, ответ, пусть и не в точных числах, мы получили. В фанфике предполагается, что маги живут гораздо дольше обычных людей, но и с учетом этого Гаюс уже немолод. У него большой опыт в странствиях, он сильный маг и верный друг. И даже встретившись с недоверием королевской семьи, Гаюс продолжил служить на благо Камелота и Утера, в первую очередь. На мой взгляд, такая трактовка персонажа является очень каноничной.
С Утером все сложнее. В отличие от Гаюса, который на момент повествования уже прожил многие года и может восприниматься стариком – а значит, давным-давно сформирован его характер и мировоззрение, Утер на протяжении всего фика взрослеет и меняется. В начале он предстает перед нами совсем юнцом, с детским восприятием и очень детскими проблемами, пусть и королевским. Я так и не смогла точно определить его возраст, но склоняюсь к мысли, что он колеблется где-то от двенадцати до пятнадцати. В таком возрасте Утер оказывается зажат между двумя жерновами: с одной стороны – он совсем еще ребенок, мучительно желающий любви и внимания своего отца; с другой – один из наследников короля и королевских земель, и вокруг него как претендента на власть плетутся грязные интриги. Очень хорошо в фанфике показано, как на неокрепшее сознание подростка влияют вскользь брошенные слова близких людей (брата или отца), прицельно ударяя по самым больным местам.
Во второй части Утер – возмужавший, повзрослевший, но все еще юноша. Он уже истинный наследник власти, достойный короны и добившийся уважения отца. Но тем не менее очень четко видно по его проявившимся чувствам, что здесь он, пожалуй, даже младше первосезонного Артура. Утер уже познал прелести телесной любви, но радость духовной близости и настоящей любви им еще только постигается. В этой части проскальзывают намеки на влюбленность Утера в Гаюса, но мне показалось, что все же Утер ошибается в собственных чувствах. Гаюс – друг, брат, anamcara, а в юном возрасте так легко спутать истинную дружескую и духовную близость с любовью, тем более когда тело просыпается и требует ласк. Возможно, автор со мной не согласится, но я увидела происходящее именно с такой точки зрения, а уверилась в своей правоте, когда в фанфике появилась Игрейна и пробудила в Утере истинную любовь.
Наконец, третья часть – завершающий штрих в истории об Утере и Гаюсе. Это момент, когда Утер теряет Игрейну, когда безумие охватывает его. Утер в этой части наиболее приближен по характеру к хорошо знакомому нам каноничному королю, властному, жесткому и жестокому человеку, отказывающемуся видеть правду. Весь диалог Утера и Гаюса в третьей части – это разговор не друг с другом, но с самим собой. Король отказывается слышать даже самого близкого ему человека, поглощенный своей болью. Утер любит и Игрейну, и Гаюса, и хотя я настаиваю на иной природе любви к Гаюсу, тем не менее – это любовь. Но Утер, ослепленный потерей и ненавистью к магии, почему-то уверен, что одномоментно он потерял обоих близких ему людей:
- Я хотел жить с ней вечно... - голос Утера, глухой — словно сам воздух стал для него непреодолимой преградой — был едва слышен. - Я любил её. Я любил тебя.
Три части, на которые поделен фанфик, это как три вехи в истории Гаюса и Утера – знакомство друг с другом, знакомство с Игрейной, смерть Игрейны. Он очень неравномерно разделены и разные по размеру. Возможно именно из-за этого переходы от части к части кажутся несколько резковатыми, обрубленными – особенно сильно такое ощущение между второй и третьей частью. Создается впечатление недосказанности, пропущенности сюжета. С одной стороны, это обоснованно тем, что между знакомством с Игрейной и ее смертью идет история Утера и Игрейны, имеющее довольно слабое отношение к Гаюсу – фик же посвящен взаимоотношением короля и его друга. С другой – было бы неплохо, если бы переход от одного к другому все же был более плавным.
Отдельно мне хотелось бы отметить эпилог. Такое заключение истории очень уместно, оно будто закольцовывает сюжет – как однажды Гаюс пришел в Камелот, так теперь к нему идет Мерлин, чтобы стать самым близким другом, соратником и советником Артура, стать его anamcara.
Несмотря на резковатые переходы в сюжете мне очень понравилась вдумчивость этой работы, вкрапления легенды, текучесть и умеренная цветистость языка. Лишь пару раз мой взгляд зацепился за несколько неуместных слов («раздолбай» про Мерхиона, например), однако во всем остальном плавный повествовательный стиль выдержан по всему тексту – я как будто прослушала легенду из уст мудрого, немолодого уже и много повидавшего менестреля, сидя у костра и в осеннем лесу. То, что автор смог добиться такого ощущения, не может не вызывать уважения.
Чтобы я сказала в заключение. Мне кажется, эта работа может быть интересна всем, кто задавался вопросом о прошлом Гаюса и Утера. «Anamcara» - не единственно возможный вариант их истории, но один из. И написан он вполне достойно для того, чтобы в этот вариант можно было поверить.
Рецензия на арт
Создать красивый и подходящий арт к фику, в котором задействованы не главные персонажи канона, довольно сложно, мы все это понимаем. Поэтому в арте к этому фику используется прием, который в последнее время набирает все больше популярности – к персонажам подбираются наиболее подходящие лица из известных и не очень актеров и моделей. К сожалению, при подобном подборе, «кастинге», выбор очень и очень субъективен, и далеко не всегда выбор артера совпадает с ощущением читателей. Я, например, так и не смогла увидеть в предложенных лицах Гаюса и Утера, поэтому затрону только некоторые объективные моменты.
Из-за сравнительно небольшого объема текста коллажей тоже немного – всего лишь три. Два из них сделаны в едином черно-белом стиле с вкраплением синего. Практически монохромные, как старые фотографии, они указывает на прошлое, на то, что события, описываемые в фике, это дела давно минувших лет. А темные тона очень хорошо подчеркивает драматичность истории и непростую судьбу Утера и Гаюса. По контрасту с ними третий арт, к эпилогу, очень отличается от первых, он выполнен в цвете, более нежный, мягкий, что вполне логично, поскольку эпилог – это начало уже совершенно другой истории, истории Артура и Мерлина.
На первом коллаже-баннере мне очень нравится Утер с его пронзительным и непривычно мягким взглядом. Специально оставленный в цвете, этот глубокий взгляд оставляет сильное впечатление. Однако со вторым персонажем коллажа я так и не смогла определиться. В этом коллаже большой простор для воображения, и можно предположить, как минимум, две разные концепции рисунка: либо это арт-воспоминание – таким взрослый уже Утер помнит Гаюса в день, когда увидел его впервые; либо вторым изображенным человеком так же является Утер, и тогда мы можем сравнить образы молодого и повзрослевшего Пендрагона. Я склоняюсь ко второму варианту (да простит меня артер, если я ошибаюсь!), потому что, на мой взгляд, изображенный юноша слишком страстен для Гаюса, который даже в самом начале текста – поживший и повидавший уже немало в странствиях человек.
Из-за такого возможного многообразия в восприятии первого коллажа мне очень сложно оценить второй. Можно сказать о несомненных плюсах – он выполнен в едином стиле с первым артом, связан с разделителями (синими вкраплениями, так же как и первый коллаж) и удачно передает эмоции. Опять же, я склоняюсь к версии, что изображенный на арте блондин – это Гаюс. Это несколько не соответствует тексту, по которому Гаюс был брюнетом, но зато такой образ мне кажется гораздо более подходящим для лекаря – сдержанная эмоциональность и закрытая наглухо, под горло, одежда. И очень хороша разница между горящей страстностью Утера и спокойной сдержанностью Гаюса. Впечатление от второго коллажа портит лишь один технический недочет – изображение странно отцентрованно на белом фоне.
Третий очень сильно отличается от первых двух. Он стопроцентно соответствует эпилогу и сделан очень атмосферно, мягко, без резких, контрастных переходов цвета – этот коллаж сам по себе является как бы антитезой к первым двум. В истории давних дней уже ничего не исправишь, но новая история – Артура и Мерлина – только ждет их впереди. И Мерлин идет навстречу своей судьбе, еще туманной и неясной, что ярко символизирует сюрреалистичность, размытость левой части арта.
Общую картину довершают разделители. Однотонные и лаконичные, они удачно сочетаются с теми тонами синего, что используются в коллажах. Для них можно было бы использовать другое расширение, чтобы убрать белый фон, но в целом, даже это не портит восприятие – разделители как бы ставят последний аккорд для единого, целостного восприятия текста и артов.